Гинекологический мазок

Гинекологический мазок – стандартное исследование на приеме у врача-гинеколога, которое проводится для определения микрофлоры и признаков воспалительного процесса в зоне органов малого таза у женщины. Есть несколько видов исследования, в частности, это обычный мазок на флору и мазок на онкоцитологию. Последний показывает патологическое изменение структуры эпителия, позволяет выявлять предраковые и онкологические заболевания шейки матки на ранней стадии.

Какие показатели оцениваются в ходе исследования мазка на флору

Лейкоциты. Эти клетки реагируют на инфекционные возбудители, поэтому их увеличение может говорить о воспалительном процессе.

Палочковидные бактерии. В норме они всегда присутствуют в микрофлоре влагалища, но если их количество слишком мало, то это может свидетельствовать о дисбиозе или бактериальном вагинозе.

Грибки. Могут содержаться в микрофлоре в очень небольших количествах, их рост говорит о кандидозе (молочнице).

Плоский эпителий. Дефицит таких клеток может указывать на гормональные нарушения в организме, а переизбыток – на воспаление.

Ключевые клетки. Чешуйки эпителия, окруженные бактериями, как правило, гарднереллами. Их присутствие в мазке свидетельствует о бактериальном вагинозе.

Слизь. Может содержаться в мазке в небольшом количестве, рост говорит о гормональном сбое, а недостаток – о воспалительном процессе.

В мазке в умеренных количествах могут присутствовать представители условно патогенной микрофлоры: стафилококк, стрептококк, кишечная палочка, энтерококк. ИППП, обнаруженные в мазке, могут стать причиной развития воспалительного процесса в органах малого таза. Результат исследования не является диагнозом, для постановки диагноза и назначения лечения нужно обратиться к лечащему врачу.

Показания

Процедура может проводиться с профилактическими целями на приеме у врача-гинеколога. Конкретными поводами к исследованию гинекологического мазка служат жалобы пациентки на зуд, дискомфорт, выделения в зоне половых органов. Мазок также берется в рамках скрининга в период беременности. Другие показания:

• подтвержденная другими анализами (крови) вульвовагинальная инфекция (воспалительный процесс в области вульвы или влагалища);
  • планирующиеся процедуры и операции в области половых органов (матка и шейка матки, влагалище).

Цель исследования материала – определение доминирующих микроорганизмов во влагалищной флоре, выявление маркеров, свидетельствующих о наличии бактериального вагиноза (скопление большого количества определенных бактерий с нарушением нормальной микрофлоры влагалища), гонореи, трихомониаза и других инфекций. В ходе исследования также подсчитывается количество эпителиальных клеток и лейкоцитов. При некоторых инфекционных заболеваниях микроскопия – ведущий метод диагностики. К таким болезням относят грибковые и протозойные, гельминтозы, спирохетозы. Подсчет лейкоцитов возможен только при этом методе исследования.

Роль микроскопического исследования урогенитальных мазков в диагностике инфекций, передающихся половым путем

Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП), без должного лечения могут приводить к серьезным осложнениям. Так как часто они протекают бессимптомно или с маловыраженной клинической картиной. Последствиями хронического течения инфекционного процесса могут быть:

• заболевания органов, расположенных в малом тазу, воспалительного характера;
  • образование спаек в зоне органов малого таза;
  • бесплодие;
  • внематочная беременность;
  • осложнения, спонтанное прерывание беременности;
  • внутриутробное инфицирование плода.

При современных возможностях медицины большинство инфекций отлично поддается лечению. Но эффективность терапии и скорость выздоровления во многом зависят от того, насколько рано была выявлена инфекция, поэтому крайне важно регулярно проходить скрининг на ИППП.

Подготовка и техника проведения

Первая фаза цикла (с 1 дня менструации до 11–14 дня) – оптимальный срок для забора материала. Для получения наиболее достоверных результатов необходимо подготовиться:

• за сутки до исследования воздерживаться от половых контактов;
  • за трое суток до исследований отказаться от спринцеваний, применения вагинальных свечей и таблеток;
  • после проведения УЗИ органов малого таза и кольпоскопии забор мазка можно делать не менее, чем через 48 часов.

Исследование не проводится:

• во время менструаций;
  • девственницам.

Процедура проводится на гинекологическом кресле. Предварительно врач готовит предметное стекло, которое делится на 3 сегмента в соответствии с местом забора (влагалище, уретра, цервикальный канал – соединяет полость матки и влагалище) и подписывается. Техника проведения:

• при помощи гинекологического зеркала обнажают шейку матки;
  • удаляют слизь и выделения, используя стерильный тампон из марли;
  • берут свободное отделяемое влагалища при помощи ватного тампона, мягкой щеточки, ложки Фолькмана или урогенитального зонда;
  • свободное отделяемое берут с трех участков – переднего, заднего, латерального сводов;
  • наносят взятый материал на предметное стекло.

Образец наносят на сухое стекло, распределяя по поверхности ровным слоем в форме окружности диаметром около 1,5 см. Для получения образца из цервикального канала предварительно удаляют слизь, вводят щеточку или тампон на глубину 1–2 см.

Где сделать

В клинике VESNA Clinic в Москве можно сделать гинекологический мазок, цена зависит от объема и характера исследования образца. Исследование проводят врачи высокой квалификации. По результатам диагностики при необходимости индивидуально разрабатывается программа терапии. Прием ведут доктора и кандидаты наук, члены медицинских обществ России и Европы.